Аналитика


Гибридные войны современности: роль технологий и роль идей
Книжный клуб | В России | В бывшем СССР | За рубежом

В издательстве "ЮНИТИ-ДАНА" вышла монография директора Института стратегических исследований и прогнозов РУДН Дмитрия Егорченкова и замдиректора ИСИП РУДН Никиты Данюка под названием "Гибридный дракон и химера войны". Один из авторов, Никита Данюк, рассказал о новинке специально для "Книжного клуба Накануне.RU".

Накануне.RU(2015)|Фото: Фото: Накануне.RU

О чем книга?

Книга посвящена теме гибридных войн и угроз от них, которые становятся важными инструментами в мировой политике и все чаще задействуются разного рода игроками. При этом занимательно то, что сами понятия "гибридные войны" и "гибридные угрозы", несмотря на то, что находятся на слуху и в экспертном сообществе, и среди обывателей, не дают четкого понимания, что под собой подразумевают. Мы с коллегой попытались передать свое видение, что такое гибридная война, изучили отношение к этому феномену отечественного экспертного сообщества, внимательно проанализировали, как Запад воспринимает тему гибридных угроз, и попытались дать определение.

Сам феномен гибридных войн подразумевает использование инструментов в самых разных сферах, начиная от политически деструктивных технологий, "цветных революций", государственных переворотов, продолжая использованием экономического давления, санкционного давления, и заканчивая, естественно, разного рода политическими стратегиями. Мы попытались комплексно подойти к исследованию этого феномена, и наши рецензенты представляют каждый свои сферы, которые тем не менее входят в понятие гибридной войны как составные части.

Более того, мы попытались написать книгу на простом, живом языке, чтобы она была понятна и вызывала интерес не только у экспертного сообщества. Книга находится на стыке научной политологии и публицистики.

Информация как оружие

Что касается содержания, мы попытались в каждой главе описать определенную сторону гибридного мира, в котором мы живем, и тех гибридных процессов, которые происходят.

В самом начале мы объясняем, что сейчас мы живем в эпоху информационного общества, что информация становится таким же инструментом влияния на мировые глобальные процессы, какими были раньше ракеты и бомбы, хотя и ракеты с бомбами никто не отменял. Информационная война является одной из безусловных составляющих гибридных войн, информационно-психологические операции в настоящее время обязательно используются для достижения геополитических, геоэкономических целей. Мы описали эту ситуацию в контексте информационного противостояния России и Запада и пришли к выводу, что в будущем будет все больше и больше делаться ставка не на горячие фазы конфликта с применением вооружения, а на информационно-психологические операции, когда цели можно достичь без комплексного применения вооружения.

коллаж, Дональд Трамп, Владимир Путин, война, терроризм, карта(2018)|Фото: Накануне.RU

Второй момент, который мы описали – это терроризм и экстремизм. К сожалению, такого рода вещи также стали использоваться для достижения узкокорыстных целей мировыми акторами. Мой коллега, соавтор Дмитрий Егорченков – большой специалист по Ближнему Востоку, в главах книги, которые посвящены как раз терроризму, "Исламскому государству", Талибану, запрещенным в России, ситуации в Афганистане, ситуации в Центральной Азии – все это подробно описал в контексте того, что терроризм тоже становится частью гибридной войны.

Терроризм

Мы это наглядно продемонстрировали на примере Сирии, на примере Афганистана, Ливии и прочих государств, где, к сожалению, как мы знаем, разного рода террористические группировки экстремистов используют в качестве тарана, это своего рода деструктивные политические технологии "цветных революций", государственных переворотов.

Накануне.RU логотип(2021)|Фото: Фото: Накануне.RU

Помимо всего прочего, мы детально проанализировали экономическое давление, которое оказывается на нашу страну, рассмотрели этот аспект в исторической ретроспективе. Санкции и различного рода финансовые ограничения всегда использовались во все времена при возникновении противоречий.

Но мы пришли к выводу, что финансово-экономическое давление не является столь эффективным и, безусловно, с помощью санкций можно ослабить экономику государства или региона, но добиться своих целей без применения тех самых деструктивных политических технологий, которые очень удобно накладываются на неблагоприятную социальную обстановку в той или иной стране, фактически невозможно.

Технологии прошлого – классика жанра

Наконец, мы попытались в очередной раз актуализировать тему применения деструктивных политических технологий – мы видим, как они сейчас применяются в Венесуэле – поэтому тема разного рода цветных революций, государственных переворотов всегда будет актуальна. Мы внимательно проанализировали не только опыт последних 20 лет, но и попытались показать читателю, что деструктивные политические технологии применялись на протяжении всего 20 века. И особенно актуальна эта тема стала после Второй мировой войны, во время формирования двух блоков – социалистического во главе с Советским Союзом и капиталистического во главе с США. Американцы, в общем-то, не стесняясь, издавали целые директивы, где они просчитывали, как можно изменить политический режим в той или иной стране, чтобы расшатать его, опять же, с помощью тех самых деструктивных технологий.

Венгрия, 1956 г., убийства коммунистов, полицейских, сотрудников госбезопасности(2016)|Фото:

Мы показали, что события в Венгрии в 1956 году, события в Чехословакии в 1968 году ("Пражская весна"), волнения в Польше, волнения в ГДР, целая череда "бархатных революций" конца 1980-х годов – все это не объективный ход исторического процесса, было обусловлено не естественными процессами демократизации, а в том числе стало результатом планомерной деятельности западных разведок, западных спецслужб и разного рода организаций, которые были заточены на развал социалистического блока, на демонтаж социалистических режимов в странах Центральной и Восточной Европы.

Мы попытались показать, что "цветные революции" – это не придумка Джина Шарпа на самом деле, это не какой-то атрибут и элемент современности, нет, времена меняются, но сами инструменты остаются примерно теми же самыми. Термин новый, а технология старая. И вышеуказанные события стали полигоном для обкатки этих технологий.

За идеологией будущее

Еще одной важной стороной книги является то, что мы пытаемся говорить об идеологии. Мы глубоко убеждены, что миром правят идеи, но сейчас мир находится внутри постмодернистской парадигмы. Мы попытались рассмотреть мировые экономические и политические процессы сквозь призму постмодернизма, за это отвечал мой коллега и соавтор Дмитрий Егорченков.

Помимо этого, в книге есть рассуждения о ситуации на мировой арене в целом, какие страны являются на данный момент странами-лидерами, какие – отстающими, пытались описать все геополитические процессы, которые происходят в разных регионах мира, дать им объективную оценку, сравнить эти процессы друг с другом, а также сравнить деятельность основных мировых акторов – России, США, ЕС, Китая. Мы старались показать, какие глубинные процессы происходят в этих странах, как они пытаются отстаивать свои национальные интересы на международной арене, каковы характерные черты их внешнеполитической деятельности и чего они хотят в итоге, какова глобальная цель.

карандаш, рейтинги, столбики, экономика(2018)|Фото: Накануне.RU

В книге есть очень интересная глава, которая посвящена рейтингам. Мы знаем, что в нынешнюю информационную эпоху разного рода исследовательские институты и социологические центры очень любят проводить исследования на тему того, как относится население к тому или иному руководителю – так называемые рейтинги доверия. Мы собрали все значимые и интересные исследования за 2017 и 2018 годы самых авторитетных изданий: европейских, американских, российских – и смогли вывести определенный общий уровень, индекс доверия к мировым лидерам. Там тоже все очень интересно – не все так просто, как кажется.

Особый путь

Помимо этого, естественно, мы не могли обойти тему состояния российского государства, его особого пути, куда мы движемся, куда движется наше общество – и тоже сквозь эту призму попытались дать определенное концептуально-смысловое наполнение внешней и внутренней политике России, анализируя исторический опыт советского периода, нынешней России.

Мы пришли к выводу, что у России есть особый путь, и что необходимо, не углубляясь в подробности, брать лучшее из советского наследия, пытаться адаптировать это под современные реалии, но при этом не забывать, что у такой страны, как наша, всегда должна быть цель, должна быть определенная идея, к которой будет стремиться все общество. Необходимо поднимать на повестку дня тему государственной идеологии. Мы проанализировали опыт главных мировых государств и выяснили, что идея все еще очень важна – идеи правят миром.