Цены на бензин, рост которых в 2018 г. Правительство сдерживало в ручном режиме, в 2019-м снова пойдут вверх. Предпосылки создали сами власти, решив одновременно с увеличением ставки НДС вернуться к повышению акцизов. Кроме того, в марте следующего года заканчивается соглашение нефтяников о сдерживании цен.
По данным Росстата, за январь-ноябрь 2018 г. потребительские цены на автомобильный бензин увеличились на 9,5%, в то время как общая инфляция составила 3,2%. В сравнении с показателями ноября 2019-го бензин подорожал на 11%. Дизельное топливо к середине декабря выросло в цене на 14,8%. Годовой рост цен на автомобильный бензин может достигнуть 9,6% – самые популярные марки топлива Аи-95 и Аи-92 дорожают более быстрыми темпами.
Последние месяцы цифры на стелах АЗС большинства регионов не меняются, но средняя цена литра автомобильного бензина в 2018 г. увеличилась до 43,44 руб. Аи-98 уже перешагнул отметку в 50 руб. за литр, к 47 руб. приближается стоимость литра "дизеля". Аналитики не исключают, что после прекращения действия соглашения с нефтяными компаниями (договоренности о не повышении цен заключены до марта 2019 г.), цены на топливо в России приблизятся к 50 руб. за литр.
Один из факторов – "налоговый маневр". Напомним, закон предусматривают постепенное снижение в течение шести лет экспортной пошлины на нефть и нефтепродукты с 30% до нуля. Одновременно будет повышаться НДПИ, взимаемый при добыче. Для поддержки переработки и избежание роста цен на бензин внутри страны установлены отрицательные акцизы. Механизм введения демпфирующей компоненты и отрицательного акциза предусматривает возмещение, если средняя цена экспортной альтернативы превышает базовые цены, установленные федеральным законом. Такая система субсидий создает неравные и неконкурентные условия для развития бизнеса, так как нацелена на компенсации определенному сегменту рынка, об этом говорит исполнительный директор Независимого аналитического агентства нефтегазового сектора Тамара Сафонова.
"Сам механизм выплаты субсидий носит больше экспериментальный характер, так как не только нефтеперерабатывающие предприятия, но и бюджетные вычеты находятся в зоне неопределенности, что при высокой волатильности цен нефтяного рынка несет высокие риски и для собственников НПЗ, и для отрасли, и для государства", – рассказала она Накануне.RU, добавив, что в этих условиях в новом году может продолжиться передел рынка и сфер влияния – не исключено сокращение независимых АЗС и числа действующих независимых мощностей НПЗ и ГПЗ.
Рынок по продаже бензина с АЗС – это рынок олигополии, отметил в беседе с Накануне.RU директор по бизнес-образованию факультета инженерного менеджмента ИОМ РАНХиГС Олег Филиппов. "В России идет постепенное укрупнение всех рентабельных рынков. Собственников независимых АЗС постепенно будут подталкивать к продаже бизнеса. Я думаю, что 2019 -2020 гг. станут определяющими", – сказал он.
Здесь стоит добавить, что независимым игрокам сложно выжить не только в топливном секторе. Как сообщало Накануне.RU, государственный "Сбербанк" вошел в органы управления одного из крупнейших частных игроков в секторе переработки – группы "Новый поток". НПЗ компании в декабре из-за недостатка средств вынуждены были прекратить переработку, восстановить поставки нефти удалось лишь после привлечения многомиллиардных кредитов "Сбербанка".
Переход от налога на экспорт к налогам на добычу полезных ископаемых и на дополнительный доход может отразиться на внутренних ценах, соглашается профессор РЭШ Наталья Волчкова, так как решение делает цену на топливо в России гораздо более чувствительной к изменениям нефтяных котировок.
"Рост цен на нефть на мировом рынке, который прежде нивелировался внутри страны экспортным налогом, теперь будет в большей степени транслироваться в цены на топливо внутри страны. В 2018 г. потребители бензина это очень хорошо почувствовали – а в следующем эффект может быть даже более значительным, что чревато ростом социальной напряженности", – говорит она.
Традиционно сильный вклад в рост цен на топливо внесут налоги: НДС и акцизы. От повышения последних в 2019 г. власти отказываться не планируют. С января 2019 г. акцизы на дизельное топливо увеличатся на 2,7 тыс. руб. за тонну, на бензин – на 3,7 тыс. руб. Акцизная составляющая рано или поздно включается в стоимость бензина, говорит директор Фонда энергетического развития Сергей Пикин.
"В первый месяц после повышения акцизов цены могут оставаться прежними, потому что АЗС будут работать со складскими запасами топлива. Но с течением времени, максимум – через три месяца, размер акцизов включат в потребительскую цену", – рассказал он Накануне.RU.
НДС нефтяники отыграют уже в начале года, повысив цену на 1,7%, второй скачок может произойти весной, как следствие роста акцизов и окончания действия "сделки" с властями.
Оптимистичный сценарий топливной инфляции – прибавка по 0,5% ежемесячно после индексации цен на 1,7% в январе. Это гарантированный прогноз по ценам на заправках ВИНК, он определит рост цен на продукты: овощи, молоко, хлеб и мясо птицы, прогнозируют аналитики РЭУ. Текущая ситуация на топливном рынке говорит в пользу такого сценария: впервые с начала года продажа бензина на внутреннем рынке стала выгоднее, чем экспортные поставки. Причина – в падении стоимости нефти при более менее постоянном курсе национальной валюты. Однако в 2019-м "черными лебедями" для топливного рынка могут стать события на внешнем контуре.
"Исходя из текущей ситуации, повышение цен в будущем году может пройти по уровню инфляции, но какой она будет – здесь нет определенности. В конце 2017 г. у Центробанка были одни ориентиры на 2018 г., но они изменились под влиянием санкций, волатильности валюты и других событий. В будущем году внешние факторы тоже могут серьезно повлиять на инфляционные ожидания и, как следствие, на ситуацию на топливном рынке", – говорит Пикин.
Одним из рисков для внутреннего рынка топлива станет сделка ОПЕК+, предусматривающая сокращение добычи для повышения мировых цен на нефть. Напомним, перераспределение поставок нефтепродуктов в пользу экспортного направления в 2018-м произошло именно на фоне удорожания нефти.
Из-за контроля за розничными ценами по новым правилам в 2019 г. будут жить корпоративные клиенты АЗС, предполагают эксперты рынка. В 2018 г. нефтяники уже меняли условия обслуживания по топливным картам, программы для юрлиц пока находятся вне зоны контроля Правительства. В 2019 г., если цены будут искусственно сдерживаться, отрасль станет еще изобретательнее, говорит Филиппов:
"Это бизнес, а в нем любые инструменты хороши. АЗС при необходимости будут пытаться любыми способами увеличить денежный поток. Конечно, АЗС будут стараться снижать свои расходы, но и поставят цель получать дополнительные доходы от клиентов. В следующем году клиентам следует ждать "инноваций".