Аналитика


"Проклятый мелкий собственник!" Сечин нашел виновников повышения цен на бензин
Экономика | Сибирский ФО | Дальневосточный ФО | В России | Приморский край | Магаданская область

В росте цен на бензин и дизтопливо виноваты "независимые АЗС" и продавцы, но никак не гиганты, вертикально-интегрированные компании (ВИНК) типа "Роснефти" или "Газпромнефти". Об этом заявляет президент "Роснефти" Игорь Сечин, перекладывая рост цен на топливо за Уральским хребтом полностью на "малышей", которые якобы монополизировали рынок и наживаются на несчастных автомобилистах. Владельцы и продавцы на маленьких АЗС придерживаются прямо противоположного мнения, обвиняя "полугосударственных-получастных" гигантов в монополизме и манипулировании рынком в своих целях. А опрошенные Накануне.RU эксперты сходятся в том, что в очередной дестабилизации виноваты федеральные власти.

Глава могущественной "Роснефти" Игорь Сечин сделал сегодня практически сенсационное признание, по его словам, рост цен на бензин и дизтопливо за Уралом (то есть в Восточной части Сибири и на Дальнем Востоке) в первую очередь обусловлен аппетитами мелких игроков рынка. Хотя такие игроки, как признает Сечин, и контролируют лишь 30% всего продаваемого объема топлива.

Независимые АЗС формируют в регионах, цитируем, "доминирующие структуры", которые не дают ВИНКам продавать топливо по справедливой цене и тем самым устраивают ценовое ралли. Которое Правительство в лице вице-премьера Дмитрия Козака (а теперь уже и главы Дмитрия Медведева) в ручном режиме пытаются ввести в хоть какое-то разумное русло. Получается, к слову, не сказать, чтобы очень хорошо и гладко. То из одного региона, то из другого приходят свидетельства о жестких окриках местных властей в сторону продавцов, которые, несмотря на достигнутые договоренности, пытаются поднять цену на заправках.

Понятно, что жить в таком "ручном" режиме постоянно невозможно, поэтому сказать однозначно, что договоренности между "крупняком" и правительственными чиновниками продержатся долго, сегодня не возьмется, наверное, даже самый завзятый оптимист.

"Проблемы на внутреннем рынке с ценообразованием создало, на мой взгляд, само Правительство, – оценивает ситуацию ведущий аналитик "Фонда национальной энергетической безопасности" Игорь Юшков. – Неправильно рассчитав, а потом введя повышенный налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ) для нефтяников, в результате имеем то, что имеем. По сравнению даже с прошлым годом налоговая нагрузка в виде НДПИ для качающих нефть возросла практически вдвое, в то же самое время из-за девальвации рубля продавать топливо на внешнем рынке выгоднее. Что вы хотите от продавцов топлива? Чтобы они начали работать себе в убыток?"

Накануне.ru(2009)|Фото: Накануне.RU

По словам собеседника, добровольно-принудительное соглашение, достигнутое 13 ноября между представителями нефтяного сектора и Правительством, пока действует, но ситуация нестабильна в целом как на российском, так и на международном рынке. Отсюда – нервозность и отсутствие понимания того, что будет происходить буквально в ближайшее время. Не говоря уже о заключенном соглашении, которое рассчитано в зафиксированных параметрах по крайней мере до марта 2019 г.

С мнением о том, что действия Правительства и привели к кризису роста цен на внутреннем рынке, согласен и экономист, экс-заместитель главы Счетной палаты РФ Юрий Болдырев. Но ошибку кабинета Медведева эксперт указывает другую.

"Первая и самая важная причина – отмена экспортной пошлины на нефть и нефтепродукты, что и позволяло рыночными методами регулировать цены на внутреннем рынке. Этот инструмент был ликвидирован и вернулись к НДПИ, смотрим, что произошло дальше. Не забывайте, что с 2014 г. Правительство девальвировало рубль вдвое, сейчас, со всеми поправками, уже даже больше. Вдумайтесь – национальная валюта подешевела в два раза, конечно же, нефтяным компаниям стало выгоднее гнать топливо на внешний рынок и там получать за это в долларах. Какого результата можно было ждать? Теперь для того, чтобы компенсировать нехватку топлива на внутреннем рынке, приходится нерыночными методами принуждать нефтяников торговать себе в убыток", – говорит Болдырев.

Он добавляет, что Правительство, решив в "свойственной ему манере регулировать рынок, делает прямо противоположные вещи, направленные на дестабилизацию, а не на стабилизацию цен в регионах".

На востоке страны, где, действительно, не так велика доля фирменных заправок гигантов вроде "Роснефти", "Лукойла" или "Газпромнефти", ситуация разнится с положением дел в европейской части. Недаром какое-то время назад, например, власти Якутии заявили о желании создать "правительственный" холдинг из заправок, который помогал бы регулировать цены, но пока это планы и перспективы, а цены растут уже сейчас.

То же самое происходит в принципе в Иркутской, Магаданской области, Приморском крае, вообще на всех огромных пространствах за Уралом. Где в реальности владельцы нескольких АЗС (других просто нет) являются монополистами на рынке. Впрочем, у тех своя правда – они кивают как раз на поставщиков в лице "крупняка", который продолжает обслуживать в первую очередь собственные заправки, а остальным топливо достается по схеме "что осталось". Остается мало и не всем хватает – за рубежом цены выгоднее. В общем, замкнутый круг.

топливо, бензин, заправка, АЗС, цены(2018)|Фото: Накануне.RU

Мы спросили наших собеседников, что они думают об эффективности предпринятых мер и перспективах работы в определенных параметрах для топливного рынка? Ответы в целом были пессимистичными.

"Думаю, что соглашение придется пересматривать еще до Нового года, оно просто не станет работать. Причины я уже озвучил – продавцов загнали в ситуацию, когда либо неси убытки и работай в минус, либо опять иди в Правительство и договаривайся. Рано или поздно, видимо, это произойдет, и скорее рано. И если еще крупные компании имеют возможность для маневра, то середняк, а тем более мелкие продавцы – нет", – прогнозирует Игорь Юшков.

"Я опять вернусь к теме экспортной пошлины, – рассуждает Юрий Болдырев, – у Правительства был единственный, на мой взгляд, пригодный инструмент для регулирования рынка, и оно само от него отказалось. Сколько продержится ситуация? Не знаю, все будет зависеть от цены нефти на экспортных контрактах, уже поползли вверх цены на тот же газ внутри страны. Выход, повторяю, ввести прозрачный и разумный инструмент – экспортную пошлину, когда "нефтянка" будет видеть – вывезла больше, заплатили больше. Тогда для российского рынка будет оставаться тот объем, который нужен. Другого метода не вижу, хоть петухом пойте".

Напоследок отметим, что как показали первые дни, действие соглашения между "королями бензоколонок" и Правительством действительно внесло некое подобие спокойствия с ценами в большинстве регионов. Напомним, что Дмитрий Козак совсем недавно уверял, что сможет обойтись без госрегулирования цен на моторное топливо, однако, как видим, поиски "виноватых" уже активно ведутся некоторыми приближенными к власти топ-менеджерами.



Денис Лузин