Аналитика


Продолжающийся "губернаторопад" – ускорение "транзита власти"
Политика | Курганская область | Тюменская область | Центральный ФО | СЗФО | Сибирский ФО | Дальневосточный ФО | В России | Липецкая область

Последние отставки и назначения новых лиц в кресла региональных руководителей могут отражать не только меры, которые Кремль вынужден превентивно предпринимать против наиболее слабых и одиозных глав, но и ускорение в рамках так называемого "транзита власти". Эксперты и политологи говорят, что, во-первых, судя по всему, процесс ротации на местах будет продолжен, во-вторых – все больше и больше различных групп влияния внутри пресловутых "кремлевских башен" втягиваются в эти игры. Подробности – в материале Накануне.RU.

Очередное "падение с Олимпа", то есть уход с губернаторского кресла случилось 3 октября, президент дал отставку многолетнему руководителю Санкт-Петербурга Георгию Полтавченко, которого, справедливости ради отметим, "увольняли" на протяжении ряда последних лет. Руководить второй российской столицей назначен экс-полпред в Северо-Западном округе Александр Беглов, при этом, видимо, это некий промежуточный вариант перед выбором реального кандидата.

Что интересно, такой опыт – временный врио губернатора Санкт-Петербурга – у Беглова имелся до этого, в 2003 году до выборов Валентины Матвиенко он как раз временно руководил северной столицей. Некоторые источники прочат на пост реального кандидата в губернаторы города на Неве нынешнего главу антимонопольной службы, бывшего "яблочника" Игоря Артемьева.

путин,беглов,полтавченко(2018)|Фото:пресс-служба президента РФ

А чуть больше, чем за неделю, с 26 сентября, Администрация президента поменяла руководство в восьми субъектах Федерации и, как говорят наши собеседники, этими мерами, скорее всего, центр не ограничится.

Мы писали о ротации в Кабардино-Балкарии и Астраханской области, куда получили назначения Казбек Коков и Сергей Морозов, о новых главах Липецкой и Курганской областей (и.о. губернатора стали соответственно Игорь Артамонов и Вадим Шумков), вынужденно и временно появился на посту главы Хакасии Михаил Развожаев после вакханалии, устроенной отставками, заявлениями об участии в выборах и срочном снятии с них ряда кандидатов.

Бросается в глаза одна, но очень важная деталь: все нынешние назначенцы (и тем более предполагаемые, тот же Артемьев, – прим.) – люди с очень разными биографиями и опытом, выделить какой-либо объединяющий их всех критерий практически невозможно. Кроме разве что одного – у всех потенциальных кремлевских кандидатов должен иметься опыт работы либо в федеральных структурах власти, либо в больших корпорациях желательно с госучастием, а также за всеми маячат влиятельные кураторы. В этом смысле Сергей Морозов, выходец из Федеральной службы охраны (ФСО), выглядит "клоном" Алексея Дюмина, ставшего губернатором Тульской области по предложению президента. Врио Курганской области Вадим Шумков напоминает по карьере любого назначенца последних лет, выходца из аппаратов полномочных представителей, либо министерских кресел. При этом он усиливает "группу Собянина" настолько, что впору говорить о том, что реальным полпредом на Урале, да еще и с огромными экономическими и лоббистскими рычагами, является именно мэр Москвы, а не номинально назначенный Николай Цуканов. А среди новых "молодых технократов" в нынешнем "губернаторском призыве" можно выделить ставленника Германа Грефа – 51-летного Игоря Артамонова.

Сергей Собянин(2013)|Фото: Правительство Москвы

Политолог Максим Жаров, впрочем, говорит о том, что сегодня после ряда неудач в выборных кампаниях Кремль скорее склонен делать ставку на кризис-менеджеров, нежели "молодых технократов". Это касается и Приморья, куда в срочном порядке с Сахалина был переброшен Олег Кожемяко, и Михаила Развожаева в Хакасии, и Александра Беглова в Санкт-Петербурге. В Сахалинской области, не исключено, что временно, а, может быть, и не временно, пока оставлена председатель местного правительства 59-летняя Вера Щербина, которую все-таки при всем уважении к отряду "молодых технократов" сложно отнести. Так что выходит, как ни крути, тоже "кризисный менеджер".

"Сейчас по волне продолжающихся отставок-назначений мы видим процессы в рамках так называемого "транзита власти". Процесс, который, на мой взгляд, вынужденно ускоряется, прежде всего из-за висящего над страной второго пакета американских санкций. И который, судя по всему, будет носить беспрецедентно жесткий характер. Отсюда некоторая поспешность в замене наиболее, как кажется федеральному центру, слабых руководителей на местах", – замечает Максим Жаров.

С другой стороны, политолог отмечает усиление участия различных групп влияния на этом поле. Например, упоминавшееся усиление "собянинского клана". С одной стороны, слабые позиции глав ряда субъектов вызывают раздражение в Кремле, с другой – есть определенные интересы к смене элит на местах со стороны крупных политических тяжеловесов и ФПГ.

"Возможно, в связи с этими процессами, вскоре мы увидим изменения не только в губернаторском корпусе, но и замены в Правительстве Российской Федерации", – прогнозирует Максим Жаров.

Прямо накануне последней серии отставок-назначений глав ряда субъектов политолог Евгений Минченко в рейтинге устойчивости губернаторов "Госсовет 2.0" называл глав с наиболее неустойчивыми позициями, некоторые с того момента отправлены в "добровольную отставку".

Старые губернаторы, накопившие серьезный антирейтинг, оказались в зоне риска. Согласно тем оценкам, нестабильны были позиции следующих губернаторов: Александр Михайлов (7 баллов, Курская область), Олег Королев (8 баллов, Липецкая область), Валерий Радаев (8 баллов, Саратовская область), Игорь Васильев (8 баллов, Кировская область), Рустем Хамитов (5 баллов, Башкирия), Андрей Бочаров (7 баллов, Волгоградская область), Алексей Орлов (7 баллов, Республика Калмыкия), Вениамин Кондратьев (6 баллов, Краснодарский край), Алексей Кокорин (7 баллов, Курганская область, отставка произошла), Рашид Темрезов (8 баллов, Карачаево-Черкессия), Александр Бердников (7 баллов, Республика Алтай), Александр Левинталь (7 баллов, Еврейская АО), Игорь Орлов (8 баллов, Архангельская область) и Борис Дубровский (8 баллов, Челябинская область).

Минченко также отмечает, что несмотря на отдельные неудачи (провал врио Андрея Тарасенко в Приморье) в кадровой политике АП, в целом результаты новичков из списка назначенцев 2018 года выглядят лучше, нежели результаты "старожилов" губернаторского рейтинга.

площадь Владивостока, митинг против фальсификации выборов(2018)|Фото: Валерий Рашкин

"В некоторых субъектах к отставке действительно могло привести противостояние губернаторов с федеральными или местными ФПГ. В качестве примера можно назвать как раз Липецкую область, где были трения между владельцем крупнейшего металлургического комбината Владимиром Лисиным и Олегом Королевым. Не только этот фактор "сыграл" в отставке последнего, но и он тоже. Но в целом в последних перемещениях в кресло и из кресел губернаторов я вижу больше все-таки продолжение ранее делавшегося Администрацией президента. И по-прежнему в основном сохраняется курс на омоложение губернаторского корпуса "технократами", – считает декан факультета социологии и политологии Финуниверситета Александр Шатилов.

Сегодня для Кремля в качестве глав регионов предпочтительны не политики, а именно профессиональные управленцы, некоторым из которых предоставляется шанс проявить себя в качестве глав субъектов. "Процесс идет, это мы видим уже на протяжении последних двух лет, он в плановом порядке начинается после проведения осенней выборной кампании и в текущем году мы увидим то же самое", – отмечает Шатилов.

В заключение отметим, что буквально все собеседники ждут продолжения ротаций в губернаторском корпусе в предстоящие недели и даже дни, фамилии кандидатов на "вылет" и возможные сменщики называются самые разные.



Денис Лузин